Великие ораторы

И если в отношении деятельности Спурия Кассия трудно сказать, какие именно обстоятельства послужили причиной для позднейшего использования и расцвечивания относящегося к ней летописного рассказа 27, то в отношении закона, или вернее плебисцита, Ицилия эта историческая основа представляется довольно прозрачной.

 Как явствует из краткого сообщения Ливия и в особенности из пересказа Дионисием Галикарнасским самого содержания закона, который он якобы читал собственными глазами в виде надписи на бронзовой пластине в храме Дианы на Авентине, речь в нем шла об адсигнации (т. е. распределении) участков земли на Авентинском холме для селившихся там плебеев. Позднейшая интерпретация этого закона имеет в виду передел оккупированных участков на Авентине. Однако именно эта деталь вызывает подозрение в ее аутентичности.

 Следует думать, что надпись, содержавшая текст закона Ицилия, была не вполне понятна в I в. н. э., когда ее видел Дионисий, и толкование ее текста в духе гракханских мероприятий результат позднейшего домысла.

Не менее сложно обстоит дело и со знаменитым законом Лициния и Секстия, предусматривающим в своей аграрной части предел для размеров оккупированных земель. По мнению ряда исследователей , максимум в 500 югеров земли в качестве оккупационного владения не соответствует реальным условиям середины IV в. до н. э., хотя это мнение и оспаривается в науке. 

Не входя в детали вопроса, в данной связи не очень существенного, напомним лишь о том, что Секстиевы законы совпадают по времени с обострением латино-римских противоречий, нашедших выражение в войне Рима с Латинским союзом и в волнениях римского войска, бедноты и рабов, происшедших после I Самнитской войны в Кампании и Лации. Волнения эти происходили в значительной степени именно на аграрной почве: римские легионеры, набранные отчасти из неполноправных граждан, стремились к захвату кампанских земель  к тому же, к чему стремились и союзные латиняне. 

Однако в связи с расширением круга участников восстания всплыл и был поднят на щит весь круг социально-политических вопросов, волновавших низы италийского общества. Насколько это все приняло конкретную форму, судить, впрочем, не очень легко из-за фрагментарности и противоречивости данных, которые более детально подвергнутся рассмотрению ниже. 

В данном же случае следует подчеркнуть лишь совместность аграрного движения римского плебса с социальными движениями угнетенных слоев римского общества, в частности рабов, равно как и сцепление идей, под флагом которых это законодательство осуществлялось или хотя бы прокламировалось, с уравнительно-ограничительными идеями, господствовавшими в умах не только лишенных имущества низов, но и демократически настроенной части более зажиточных слоев римского общества.

Нельзя сказать, чтобы аристократически настроенный Рим вовсе не шел навстречу аграрным требованиям беднейшего плебса. Известная активность в организации колоний с латинским правом и раздел вновь завоеванных земель в Этрурии, Самнии и других местах говорит скорее об обратном.

 Но, во-первых, подобные меры не были достаточно последовательны и широки по охвату нуждающихся в земле, во-вторых, они были обречены на неуспех всем характером римской экономики той эпохи: новоявленное малоимущее крестьянство быстро попадало в долговую кабалу земельной аристократии, в лучшем же случае пауперизировалось и, таким образом, все равно не могло избегнуть рабства в той или иной его форме.