Рынок в древнем риме


Социальная борьба, происходившая в римском обществе, следы проявления которой отмечались нами уже и в конце царского периода, находила свое отражение также и в тех правовых нормах, какие определяли существование профессиональных и религиозных ассоциаций. Видимо, в связи с волнениями плебса, имевшими место в царствование последнего Тарквиния, предпринято было запрещение коллегий, о чем традиция сохранила определенное известие. Подобные же запреты повторялись и в начале эпохи республики, хотя Дионисий Галикарнасский и отмечает, что переход от тирании Тарквиниев к республиканской свободе знаменовался разрешением всякого рода частных ассоциаций, не нарушавших общественного порядка.

 В этом же смысле очевидно приходится понимать и ссылку Гая на законы XII таблиц, регламентирующие частные ассоциации.И хотя с этих пор и до эпохи Пунических войн, когда в 186 г. до н. э. в силу натусконсульта были подвергнуты политическому преследованию религиозные ассоциации участников культа Вакха за их явно демократические тенденции (об этом подробнее ниже), ничего не слышно о запрещении коллегий, следует все же думать, что и в другие моменты обострения политического положения республики коллегии подвергались политическому преследованию или правовому ущемлению. 

По крайней мере отрывочное свидетельство Ливия  позволяет предположить нечто подобное в отношении коллегии тибицинов (музыкантов), удалившейся из Рима в Тибур, ввиду отнятия у нее в цензорство Аппия Клавдия (312 г. до н. э.) неких древних привилегий.

Особенно же широкие преследования, касавшиеся как профессиональных коллегий, так и религиозных ассоциаций (в частности компитальных коллегий), производившиеся в напряженную эпоху средних десятилетий I в. до н. э., получили отражение в правовых актах запретительного характера, изданных постановлением сената в 64 г. до н. э. и вторично несколько позднее по распоряжению Юлия Цезаря, в 56 г. до н. э., когда он, по словам Светони.

Этрусские цари в Риме, будучи вождями военных дружин, использовали для утверждения своей власти в полисе противоречия между родовой аристократией и не связанными с гентильной организацией слоями городского плебса. В царскую эпоху предпринято было немало для утверждения территориального (трибунального) принципа организации плебса в противовес его гентильной (куриатной) организации, которая охватывала, главным образом, сельское население.

Создание четырех городских триб произошло еще в царское время. Их, как и многие другие установления государственно-демократического порядка, традиция связывала с деятельностью царя Сервия Туллия. Ему приписывалось также и распределение неполноправного и стоявшего юридически вне общины плебса по трибам и введение его, таким образом, в состав гражданства. 

Поскольку гентильная организация знала лишь рабов и клиентов (familia) рода, находившихся в беспрекословном подчинении у его главы, следует допустить, что внегентильные элементы юридически являли собой в какой-то части клиенте- лу и фамилию царя Появление ее должно было представлять определенную ступень в развитии государственного и муниципального рабовладения.

Надо думать, что государственные (царские) клиенты и рабы находились в более свободном и материально более выгодном положении, нежели рабы и клиенты гентильные. Так что для городского плебса в условиях преобладания гентильного порядка царская власть была единственной защитой и надеждой, и мы почти ничего не знаем о каких- либо противоречиях между низшими общественными слоями и царской властью.