Об этом свидетельствует также совпадение (или близкое
соседство во времени) актов аграрного законодательства и народных движений
восстаний рабов или набранных из числа беднейших плебеев легионеров.
Наиболее
древнее из сохранившихся свидетельств подобного рода относится к так
называемому аграрному закону Спурия Кассия и закону (плебисциту) Ицилия, об историчности которых, может быть, не следовало вести и
речи, если бы к тому же примерно времени традиция не относила сообщение о
восстании рабов, упоминание о чем содержится у Дионисия Галикарнасского и у
Зонары.
Восстание это представлено как спровоцированное Тарквиниями, что
следует признать вполне допустимым, поскольку вообще вероятны какие-либо
волнения в плебейской среде в связи с изгнанием Тарквиниев, несомненно
опиравшихся на плебейские круги и пользовавшихся с их стороны поддержкой.
Оба
названных закона, и в особенности первый из них, судя по изложению его
обстоятельств у Ливия, давно уже считаются продуктом позднереспубликанской
плебейской публицистики, искавшей в прошлом прецедентов и оправданий для
гракханских аграрно-лолитических мероприятий. Более чем вероятная правомерность
этой точки зрения не уничтожает, однако, и той возможности, что некоторые
факты, подвергшиеся модернизации и искажению, все же могли иметь место в
действительности именно в то время, с которым их связывает традиция.