На протяжении VI в. до н. э. в различных центрах Этрурии
возникло местное художественное ремесло, оставившее по себе многочисленные
следы в виде ювелирных украшений, скульптуры, торевтики, живописи на стенах
склепов и на глиняных сосудах.
Стилистические признаки этого искусства,
развивавшегося под весьма сильным греческим влиянием, иногда настолько
определенны, что можно говорить о своеобразии мастерства отдельных культурных и
промышленных очагов Этрурии: Цере, Тарквиний, Вей, Вульчи, Кьюзи, Популонии и
Ветулонии. Каждый из названных городов имел свою сельскохозяйственную
территорию, собственниками которой являлись этрусские роды и которая
обрабатывалась порабощенными земледельцами из местного лигурийского, умбрского,
латинского, кампанского и другого населения, о чем следует заключить из
свидетельств Дионисия Галикарнасского и Плиния.
Местное этрусское производство
и искусство приобретало тем более определенные и своеобразные черты, чем
активнее ему приходилось бороться с греческой конкуренцией. В борьбе с греками
на италийской, сардинской и кельтской территориях этруски блокировались с
пунийцами, но, хотя и одерживали отдельные победы, в общем терпели поражение и
постепенно были вытеснены из Кампании и с Кельтского побережья. Война,
затеянная этрусками с Аристодемом Куман- ским в конце VI в., стоила им Лацияг С
этого времени политическая граница Этрурии пролегала по берегу р. Тибра, хотя
культурное влияние этрусков еще весьма долго продолжало сказываться к югу от
нее.