Такие же в ритуальном отношении явления наблюдал
исследователь древней Сицилии П. Орси на обширном могильнике Кастеллюччо (в
восточной части острова). Вне камерных могил (tomba a forno), относящихся к
эпохе бронзы (I—II периоды Орси), в дромбсах йлй, при отсутствии
таковых, просто перед входом в камеру встречались захоронения в вытянутом
положении (тогда как внутри камер наличествовали погребения в скорченном или
сидячем положении) с подчеркнуто бедным и малохарактерным инвентарем, в составе
которого отмечены каменные ножи и простые глиняные сосуды.
Различия в обряде
погребения, положение вытянутых костяков вне камер и характер погребальных
приношений заставили уже П. Орси видеть в них захоронения представителей
зависимого, порабощенного населения — точка зрения, которую вслед за Орси
высказывает и Ф. Дун. В подкрепление ее следует указать, что как в ВосточнсЗй
Сицилии, так и в Южной Италии отмечены многочисленные следы влияния микенской
культуры, свидетельствующий о прямых связях этих районов Италии с эгейским
миром, где наличие развитого рабовладения во второй половине ll тысячелетия до
н. э. подтверждается в настоящее время не только археологическими, но также и
письменными памятниками.
В частности, в Сицилии, помимо прямого импорта
расписной керамики, может быть прослежено широкое подражание позднемикенским
образцам в местной керамической продукции, а в Панталике, что особенно важно в
интересующей нас связи, встречаются также и остатки монументальной архитектуры
критского типа. Подобные же наблюдения в отношении позднемикенского влияния
сделаны в Апулии и специально в районе Тарента (Torre Castelluccio) . Поэтому, вероятно, следует полагать, что
возникновение социальной дифференциации у южноиталийских племен и обращение в
рабство побежденного населения происходило не без воздействия на италийскую
культуру более развитой рабовладельческой культуры Эгейского бассейна.