Геркулес был демократическим божеством, олицетворявший собой героику и этику труда. Имя его весьма нередко встречается на вотивах, исполненных рабами . В Риме засвидетельствована collegium Herculis , что указывает на глубокое почтение к его имени в демократической среде.
Не удивительно поэтому, что в ряду других тенденциозно-политических мероприятий Аппия Клавдия мы сталкиваемся также и с демократизацией культа Геркулеса посредством передачи его исполнения в руки жрецов-рабов. Подобный акт, разумеется, вряд ли был бы возможен, если бы рабы в действительности бывали исключены из официального культа.
До этого события, по единодушному показанию источников, культ Геракла в Риме, имевший древнейшее средоточие на Ara maxima — святилище, расположенном на Forum boarium, находился в руках двух патрицианских родов Потициев и Пинариев. Пинарии при этом, как свидетельствует, в частности, Вергилий , играли подчиненную роль «хранителей» культового места, выражаемую им словом custos, тогда как обычно в этом случае следовало бы сказать о ней — aedituus. Вергилий не делает этого, видимо, лишь потому, что aedituus — смотритель храма — обычно раб.
Как бы то ни было, несомненно, что Пинарии исполняли в культе Геракла рабскую функцию. Это обстоятельство, быть может, и облегчило передачу культа Геракла в 312 г. до н. э. в руки государственных рабов, с тем чтобы официальные жертвы были приносимы городским претором , подобно тому как в храме Арицийской Дианы при содействии жреца-раба совершал их некогда латинский диктатор.
Как известно, демократическое значение культа Геракла в Риме увеличивалось на протяжении столетий и римские императоры охотно выступали с его эпитетами и под его личиной для придания себе популярности среди простого народа, а император Максимиан официально принял титул Геркулия.
Не удивительно поэтому, что в ряду других тенденциозно-политических мероприятий Аппия Клавдия мы сталкиваемся также и с демократизацией культа Геркулеса посредством передачи его исполнения в руки жрецов-рабов. Подобный акт, разумеется, вряд ли был бы возможен, если бы рабы в действительности бывали исключены из официального культа.
До этого события, по единодушному показанию источников, культ Геракла в Риме, имевший древнейшее средоточие на Ara maxima — святилище, расположенном на Forum boarium, находился в руках двух патрицианских родов Потициев и Пинариев. Пинарии при этом, как свидетельствует, в частности, Вергилий , играли подчиненную роль «хранителей» культового места, выражаемую им словом custos, тогда как обычно в этом случае следовало бы сказать о ней — aedituus. Вергилий не делает этого, видимо, лишь потому, что aedituus — смотритель храма — обычно раб.
Как бы то ни было, несомненно, что Пинарии исполняли в культе Геракла рабскую функцию. Это обстоятельство, быть может, и облегчило передачу культа Геракла в 312 г. до н. э. в руки государственных рабов, с тем чтобы официальные жертвы были приносимы городским претором , подобно тому как в храме Арицийской Дианы при содействии жреца-раба совершал их некогда латинский диктатор.
Как известно, демократическое значение культа Геракла в Риме увеличивалось на протяжении столетий и римские императоры охотно выступали с его эпитетами и под его личиной для придания себе популярности среди простого народа, а император Максимиан официально принял титул Геркулия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий