Энгельс ставит в один логический ряд рабов, клиентов и чужестранцев
25, противопоставляя их свободным гражданам, т. е. рабовладельцам-патрициям. В
«Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс называют борьбу патрициев и
плебеев классовой борьбой, сопоставляя ее с борьбой свободных и рабов . Это позволяет думать, что для них
древнейший плебс представлялся таким же антагонистом класса рабовладельцев, как
и рабы в собственном смысле этого слова.
Узкое и ограничительное представление о рабстве приводит к тому, что
некоторые советские историки считают возможным говорить о рабовладении в
древнем Риме только с позднеэллинистического времени, когда большие
победоносные войны сконцентрировали ,под властью Рима огромные полчища рабов,
нашедших применение в различных областях хозяйства, и прежде всего в земледелии.
Так, например, в «Истории Рима» С. И. Ковалева рабы упоминаются впервые в связи с событиями II в. до н. э. И. А. Машкин в своей книге но истории Рима хотя и упоминает о рабах как о составной части римского общества в начале изложения истории царского периода, но, преуменьшая их роль, замечает, что в экономике Рима они не имели до позднереспубликанского времени большого исторического значения
Так, например, в «Истории Рима» С. И. Ковалева рабы упоминаются впервые в связи с событиями II в. до н. э. И. А. Машкин в своей книге но истории Рима хотя и упоминает о рабах как о составной части римского общества в начале изложения истории царского периода, но, преуменьшая их роль, замечает, что в экономике Рима они не имели до позднереспубликанского времени большого исторического значения