Сопоставляя трупоположения Эсте с соответствующими явлениями
на некрополе Болоньи, Дукати связывает
их с древнейшим иберо-лигурийским населением, завоеванным венетами. Всецело
принимая трактовку Просдочими в отношении социального значения трупоположений в
Эсте, Ф. Дун относит эти костяки к
подчиненному довенет- скому населению, отмечая тот факт, что подобные
совместные захоронения рабов и их владельцев прослеживаются вплоть до самого позднего периода культуры Эсте (Эсте III),
что указывает на значительную устойчивость этого обряда в Северной Италии. В
одном случае, по его наблюдению, костяк лежал на убитой одновременно с ним
лошади — факт, свидетельствующий о вероятном использовании этого раба в
качестве конюха.
Ритуальные захоронения, подобные только что упомянутому, как
известно, не редки в курганах скифских вождей, где конюхи вместе с конями
погребались в качестве ритуальных приношений.
Наблюдения, соответствующие описанным выше, были сделаны
также и на некрополях эпохи раннего железа, расположенных к юго-западу от
долины р. По, на территории Умбрии, Этрурии и Лация. Весьма интересен обширный
умбрский некрополь близ Терни (древнеримская Interam- na Nahars), где оба
обряда — ингумация и кремация — сосуществуют на протяжении длительного времени,
образуя иногда гибридные формы: трупосожжения в урнах, погребенные в могилах a
fossa, с расположением приношений как при трупоположении.
Однако наблюдения Э. Стефани заставляют отвергнуть подобные построения прежде всего потому, что нет достаточных оснований говорить о том, что захоронения с трупосожже- нием хронологически предшествуют могилам с трупополо- жением: оба обряда сосуществуют в Терни одновременно, как и на многих других могильниках эпохи железа в Италии. Кроме того, Стефани отмечает несколько случаев явно совместных, т. е. помещенных в одной и той же могиле, кремаций и ингумаций. В одном же случае урна, как и в описанных выше совместных захоронениях на некрополях Болоньи, Виллановы и Эсте, поставлена на лежащем под ней трупоположении.