Поскольку упомянутые трупоположения, находящиеся между
урнами или под урнами, относятся к догалльскому времени и обнаруживают признаки
культурного родства с древнелигурийским населением Северной Италии, их следует
отнести к порабощенному коренному местному населению, и об этом писал
определенно уже Э. Брицию, а
вслед за ним и О. Монтелиус . В социальной характер ристике
этого некрополя с обоими авторами совершенно согласен также и Ф. Дун ,
сопоставлявший, кроме того, указанные захоронения с соответствующими
захоронениями на некрополе Эсте, к которому мы теперь и переходим.
Могильники, известные под общим наименованием Эсте, расположенные вокруг современного Атесте, относятся к культуре древних венетов, весьма близкой культу^ ре Вилланова и связывающей последнюю с альпийским Гальштатом. Соответствуя по своей начальной хронологии культуре Вилланова, Эсте в позднейших своих проявлениях доходит вплоть до римско-республиканского времени.
Могильники этой культуры содержат трупосожжения преимущественно в глиняных урнах, однако между этими урнами, а иногда и непосредственно под ними обнаружено некоторое количество трупоположений без каких-либо приношений, но по своему положению связывающихся с трупо- сожжениями в качестве их ритуальной принадлежности. Об этом говорит нахождение урн между коленями, на гру~ ди или на спине погребенных костяков. Сообщая эти факты, уже первый исследователь Эсте Просдочими определил социальный смысл этих совместных захоронений урн и костяков как свидетельство о порабощении венетами коренного населения.
Трупы коренных жителей, захороненные по местному обряду, свидетельствуют об обычае ритуального убийства трупосжигающими венетами своих рабов для сопровождения в могилу умерших владельцев