Возможно, что мы имеем в их лице дело отчасти с
муниципальными рабами, отчасти же если и с частновладельческими, то обладавшими
известной хозяйственной самостоятельностью.
Таким образом, при определении
социального положения каленских керамистов следует во всяком случае иметь в
виду, что в качестве ремесленников они, даже и будучи свободными, оказывались
обреченными на приниженное общественно-правовое положение, обрекавшее их на
необходимость обеспечивать для себя чей- либо патронат. Однако связанные с этим
ограничения компенсировались, повидимому, значительной хозяйственной
устойчивостью и активностью этих ремесленников.
Продукция каленских керамических мастерских распространялась
в Кампании, а также в Лации и Этрурии. Древнейшие ее образцы, быть может,
относятся еще к IV в. до н. э. и во всяком случае к первой половине III в. до
н. э., поскольку известны находки (анепиграфические) каленской керамики в
Вейях, разрушенных в 265 г. до н. э. Наиболее ранние клейма, если судить по
чередованию в них С и G в написании имени Кай, должны быть датированы серединой
III в. до н. э., что подтверждается наличием рельефного изображения галлов на
двух тарелках с именами Рета и Люция Габиниев. Позднейшие сосуды с клеймами
относятся к началу II в. до н. э. Клейма Н. Атилия, Рета и Сервия Габиниев
являются к тому же древнейшими латинскими надписями, в которых составители их
называют себя рабами.