Социальня культура общества


Возможно, что мы имеем в их лице дело отчасти с муниципальными рабами, отчасти же если и с частновладельческими, то обладавшими известной хозяйственной самостоятельностью. 

Таким образом, при определении социального положения каленских керамистов следует во всяком случае иметь в виду, что в качестве ремесленников они, даже и будучи свободными, оказывались обреченными на приниженное общественно-правовое положение, обрекавшее их на необходимость обеспечивать для себя чей- либо патронат. Однако связанные с этим ограничения компенсировались, повидимому, значительной хозяйственной устойчивостью и активностью этих ремесленников.

Продукция каленских керамических мастерских распространялась в Кампании, а также в Лации и Этрурии. Древнейшие ее образцы, быть может, относятся еще к IV в. до н. э. и во всяком случае к первой половине III в. до н. э., поскольку известны находки (анепиграфические) каленской керамики в Вейях, разрушенных в 265 г. до н. э. Наиболее ранние клейма, если судить по чередованию в них С и G в написании имени Кай, должны быть датированы серединой III в. до н. э., что подтверждается наличием рельефного изображения галлов на двух тарелках с именами Рета и Люция Габиниев. Позднейшие сосуды с клеймами относятся к началу II в. до н. э. Клейма Н. Атилия, Рета и Сервия Габиниев являются к тому же древнейшими латинскими надписями, в которых составители их называют себя рабами.