Древнейшее римское право, которое традиция именует
священными или же царскими законами, кодифицированное в конце царского периода
понтификом Папирием и носящее поэтому также имя «Папириевых законов», до нас в
подлинном виде не дошло и судить о его сколько-нибудь общих формулировках в
отношении рабов или других неполноправных групп населения не представляется
возможным.
Существенной чертой этого древнего сакрально-царско- го права в
отношении рабов была его близость к праву «свободных» (liberi). Моммзен
подчеркивает, что обозначение этим словом родичей и домочадцев как бы лишь еще
более удостоверяет их зависимое положение . И действительно, в предварение
закона XII таблиц, устанавливающего троекратное право для на
продажу , после чего последний мог получить эманципацию и
выйти из рода, мы находим традиционное сообщение о том, что царь Нума Помпилий
ввел закон, запрещающий продажу женатых сыновей фамилий .
Из Дионисия, однако, известно
, что царь Сервий Туллий, учредив манумиссию и приравняв
вольноотпущенников к свободным, присоединил их к учрежденным им четырем
городским трибам или районам.
Хотя в той форме, как о нем
сообщает Дионисий, свидетельство это вряд ли обладает исторической точностью
(скорее всего оно испытало на себе влияние событий, имевших место в IV в. до н.
э. во время цензорства Аппия Клавдия Цека, приписавшего большое число вольноотпущенников
и других юридически неполноценных граждан к трибам, оно все же не должно
считаться чистым вымыслом и, вероятно, соответствует каким-либо актам в
отношении неполноправного населения при последних царях и в особенности именно
при Сервии, в деятельности которого, очевидно, следует видеть стремление
опереться на широкие демократические слои.