М. Финли , ставя вопрос о том, была ли греческая (и римская)
цивилизация основана на рабском труде, отвечает на него вполне положительно. Он
показывает, что в менее развитых (аристократических) общинах рабство имело
архаически примитивный и половинчатый характер и выражалось в гелотии, пенестии
и т. п. Далее он устанавливает, что в сущности таким же оно было и в досолоновских Афинах.
Но когда Афины и другие греческие промышленные полисы (Коринф,
Хиос и др.) достигли вершины своего развития, в них получило преобладание
рабство в классическом смысле этого слова и образовался широкий рабский рынок.
Финли понимает, что античные представления о рабском или свободном состоянии
условны: человек мог быть формально свободен, но труд его мог быть подневолен.
Человек не был рабом, но в любой момент мог стать таковым.
Финли, что особенно
важно, отмечает взаимозависимость прогресса древней демократической цивилизации
и рабства. Нельзя, однако, согласиться с его утверждением, которое вступает в
противоречие с его же предшествующим изложением, что неимущее и угнетенное
свободное население не имело с рабами общих политических интересов и не было
заинтересовано в ликвидации рабства.
Хозяйственное развитие древнейшей Италии, обусловившее
распространение в ней рабовладения, может быть намечено лишь в самых общих
чертах «виду отрывочности и недостаточной конкретности исторических данных.
Отчетливые признаки разложения родового строя,
сопровождаемые первыми проявлениями зарождающейся частной собственности и
рабовладения, относятся к концу эпохи бронзы, т. е. к последним столетиям II
тысячелетия до н. э. и к рубежу II и I тысячелетий. В это время на севере
Италии, удаленном от заморских крито-микенских связей и от проторенных
средиземноморских торговых путей, господствует патриархально-родовой строй в
его наиболее строгой форме, представленной культурой террамар с ее необычайно
яркой картиной социального равенства как во всех областях жизни, так и в
погребальном обряде: некрополи террамар являют чрезвычайное однообразие
захоронений с трупосожжениями в однотипных урнах, с самыми незначительными
приношениями.
Эти родовые некрополи иногда даже формой своей напоминают те
возвышенные площадки террамар, на которых были расположены поселения живых
сородичей.