Cледует,
однако, думать, что и в эпоху самого широкого распространения плантационного
хозяйства и эргастериального рабства, даже в Италии, где оно особенно
процветало, сидевшие на земле клиенты-колоны (или целые общины мелких
земледельцев), обязанные своему владельцу частью урожая и различными
повинностями, никогда не исчезали вовсе.
Это, как кажется, осознавали многие исследователи, даже те,
кто не причислял себя к последователям марксизма, но находился под большим или
меньшим его влиянием.
30 Такие сидевшие на чужой земле колоны должны были
существовать уже и в раннереспубликанское (если не в царское) время, поскольку
в законах XII таблиц (VIII, 11) имелась статья преследовавшая подобного колона
за порубку деревьев.
Это все понимал М. И. Ростовцев, приближающийся в своем
истолковании социальных отношений древнего мира к точке зрения Э. Мейера31. В
особенности же отчетливо понимал это Макс Вебер, указавший в свое время и на
неопределенность различий между, рабским и крепостным состоянием в древности, а
также и на крепостнический характер использования в Риме труда «свободных»
земледельцев-плебеев. Отчетливость весьма глубоких наблюдений М. Вебера
вуалируется лишь употребляемой им терминологией, поскольку он подчас
отождествляет античные отношения с феодальными, не находя между ними
принципиальной разницы .