Может быть прослежена определенная эволюция обряда ver sacrum и связанных с ним представлений, изменявшихся в связи с модификацией и усложнением социальной структуры италийского общества. Из упомянутого ранее рассказа Альфия у Феста о происхождении мамертинцев следует, что обычай изгнания или выведения на новое место жительства посвященного Марсу (Аполлону) поколения через 20 лет после совершения votum'a является смягчением более древнего обычая принесения этого поколения в жертву названному божеству во избавление от голода или эпидемии (...cum crudele videretur pueros ас puellas innocentes interficere, perductos in adultum aetatem velabant atque ita extra fines suos exigebant. F e s t., p. 519 L.).
Это же самое обстоятельство подтверждается рассказом Дионисия Галикарнасского о расселении италийских аборигинов (Dion. Hal., 1, 16, 1 сл.:.. XTSIVSIV yap ouSlva TWV exyovcov ocfioov ): Тот же Фест (p. 424 sq. L) называет применительно к переселенцам из сабинской Реаты, занявшим место лигуров и сикулов на Септимонтии, таких посвященных Марсу людей «священными (рабами)». Посвящение божеству мыслится названным древним автором в качестве замены жертвоприношения определенного поколения людей ради избавления от какого-либо бедствия. Практика подобных жертвоприношений неоднократно засвидетельствована этнографически в различных частях света.
О том, что позднее при возникновении рабовладения посвящение живых людей Марсу рассматривалось как отдача посвящаемых в ритуальное рабство, свидетельствует, как наличие коллегий иеродулов Марса так, в особенности, параллели между легендарными версиями возникновения некоторых италийских поселений (в частности Рима) и способом выведения греческих колоний посредством выселения на новое место посвященных Аполлону в качестве десятины священных рабов.
Таково было возникновение соседнего с мамертинской Месса- ной Регия, согласно рассказу Страбона, ссылающегося на Антиоха Сиракузского (Strab. Geogr., VI, 1, 6): десятая часть халкидской молодежи была посвящена Аполлону и вследствие недородов (Si' acpopiocv) выселена в Регий при содействии занклейцев, назначивших имойкиста.
Происхождение многих греческих колоний традиция связывает подобным же образом с культовым рабством Аполлона. Отголоски этой же традиции следует видеть в сообщениях о рабском происхождении и других греко-италийских центров (Локр, Метапонта, Тарента, Пренесте и др. история древнего рима). Нужно полагать, что выселившиеся из Самния мамертинцы тоже могли рассматриваться в качестве священных рабов Марса.
Это же самое обстоятельство подтверждается рассказом Дионисия Галикарнасского о расселении италийских аборигинов (Dion. Hal., 1, 16, 1 сл.:.. XTSIVSIV yap ouSlva TWV exyovcov ocfioov ): Тот же Фест (p. 424 sq. L) называет применительно к переселенцам из сабинской Реаты, занявшим место лигуров и сикулов на Септимонтии, таких посвященных Марсу людей «священными (рабами)». Посвящение божеству мыслится названным древним автором в качестве замены жертвоприношения определенного поколения людей ради избавления от какого-либо бедствия. Практика подобных жертвоприношений неоднократно засвидетельствована этнографически в различных частях света.
О том, что позднее при возникновении рабовладения посвящение живых людей Марсу рассматривалось как отдача посвящаемых в ритуальное рабство, свидетельствует, как наличие коллегий иеродулов Марса так, в особенности, параллели между легендарными версиями возникновения некоторых италийских поселений (в частности Рима) и способом выведения греческих колоний посредством выселения на новое место посвященных Аполлону в качестве десятины священных рабов.
Таково было возникновение соседнего с мамертинской Месса- ной Регия, согласно рассказу Страбона, ссылающегося на Антиоха Сиракузского (Strab. Geogr., VI, 1, 6): десятая часть халкидской молодежи была посвящена Аполлону и вследствие недородов (Si' acpopiocv) выселена в Регий при содействии занклейцев, назначивших имойкиста.
Происхождение многих греческих колоний традиция связывает подобным же образом с культовым рабством Аполлона. Отголоски этой же традиции следует видеть в сообщениях о рабском происхождении и других греко-италийских центров (Локр, Метапонта, Тарента, Пренесте и др. история древнего рима). Нужно полагать, что выселившиеся из Самния мамертинцы тоже могли рассматриваться в качестве священных рабов Марса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий