У тлинкитов XVIII в. и у квакиютлей XVIII— XIX вв. рабы,
принадлежавшие вождям племен и главам больших семей, использовались на всякого
рода черных и тяжелых работах, в частности в качестве гребцов на рыбной ловле,
для ухода за скотом и т. п. Наряду с
примитивным рабством у североамериканских индейцев могут оыть прослежены
отношения, напоминающие италийскую или галльско-германскую клиентелу.
Так, например, освобожденные рабы у
квакиютлей приравнивались к «хама- ля» — слабым, не имеющим в достаточном
количестве пищи людям, низшему слою сородичей,— социальное положение которых
мало чем отличалось от положения рабов . Подобные либертины североамериканских
индейцев могут быть, вероятно, сопоставлены с литами древних германцев, о
которых речь будет идти более подробно ниже.
Хотя, по сообщениям некоторых наблюдателей, обращение с
рабами у тлинкитов и квакиютлей было довольно жестоким и жизнь их зависела от
произвола их владетелей, тем не менее положение их в общине было достаточно
свободным и распоряжались ими вожди и домовладыки, как это и подобает при
коллективных формах, когда рабы не являются предметом внутриплеменной торговли
и не находятся во владении у отдельных общинников.
Более развитые формы
рабства, связанные с промысловой охотой на пушного зверя, с увеличением числа
рабов и усилением работорговли, наблюдаются у индейского племени нутка .
Это без каких-либо колебаний допускал уже Т. Моммзен, полагавший, что почти все работы у древних римлян, за исключением исполнения общественных должностей (honores и munera), считавшихся почетной обязанностью патрициев, производились руками государственных рабов и других подневольных социальных категорий, причем труд их по сравнению с трудом рабов частных лиц имел первоначально «совершенно преобладающее значение».
В том, что рабы первоначально представляли коллективную собственность, убеждает несомненный факт принадлежности военнопленных в первую очередь римскому государству, а лишь затем в результате раздачи или распродажи от имени государства по распоряжению консула-полководца — отдельным лицам