Домашних рабов у североамериканских индейцев обычно
погребали без особого ритуала , что
опять-таки вполне соответствует древнеиталийским археологическим наблюдениям
(на о-ве Исхия).
Гораздо более яркую и отчетливую картину получаем мы в
могильниках культуры Вилланова и близких ей культурных образований в Северной и
Средней Италии, также в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию
греческой или этрусской культуры.
Описываемый ниже ритуал выступает уже со всей
определенностью на самой древней стадии культуры Вилланова, к которой,
несомненно, относятся погребения у Порта Сан-Витале в Болонье, открытые
раскопками 1913—1915 гг.
Среди
обнаруженных там захоронений имеется, например, могила, содержащая два
вытянутых костяка, лежащих рядом и захороненных, несомненно,
По утверждению П. Дукати, эти захоронения можно трактовать
лишь как погребения двух рабов, убитых для сопровождения в могилу лица,
которому они при его жизни, принадлежали, чьи сожженные кости вместе с
немногими приношениями заключены были в глиняной урне. Дукати насчитывает всего
32 ингумации на некрополе у Порта Сан-Витале в Болонье. Полагая, что все они
принадлежали погребенным рабам, он пытается отнести их принадлежность к
местному лигуро-иберийскому племени, быг которого с неолитической эпохи
характеризуется обрядом ингумации, иногда в скорченном положении (как в могиле
№ 756). Дукати отмечает чрезвычайную бедность этих захоронений, по большей
части вовсе лишенных погребальных приношений, их поспешность и неаккуратность.
По мнению Дукати, все эти признаки подчеркивают ритуальный характер ингумаций,
совершенных на тризне в честь покойников, погребенных по обряду трупосожжения.
Подтверждение этого он находит еще и в том, что обломки керамики, найденные при
трупоположениях № 79 и № 792, открытых в так называемом Quartiere Libico у
Порта Сан- Витале, были красноватого цвета и носили на себе признаки
воздействия сильного пламени.