В следующем (III) столетии кампанская община Калес, ставшая
римской колонией, сделалась крупным центром керамического производства. Ее
керамика со штампованной орнаментацией нередко отмечена надписями изготовивших
сосуды мастеров, иногда прямо удостоверяющими их рабское состояние.
Среди образцов каленской керамической
продукции сохранилось 67 сосудов с надписями , содержащими 15
различных имен мастеров. Чаще других встречаются имена Атилиев, Канолеев и
Габиниев с различными преноменами, заставляющими предполагать существование
соответствующих керамических мастерских, переходивших из поколения в поколение.
Последний пытается установить путь Габиниев от рабства через от.пущенничество к свободному состоянию. Признавая подобную эволюцию вполне вероятной, нельзя все же не высказать на этот счет известных сомнений, поскольку имя Рета Габиния встречается то с обозначением его как раба, то без этого обозначения, на основании чего его нужно было бы считать свободным. Моммзен полагал, что каленских керамистов, называвших себя рабами, следует считать вольноотпущенниками, поскольку они носят имя владельца.