Наличие в Риме высокоразвитого ремесла, занятого
изготовлением художественных изделий из металла, подтверждается знаменитой
бронзовой цистой Фикорони. с гравированным на ней изображением аргОнавтов после
победы над царем бебриков Амиком, не уступающей по степени художественности
гравировальной работы лучшим греческим образцам. На цисте имеется надпись,
удостоверяющая цисту в качестве продукции римской мастерской, датируемой,
вероятно, IV в. до н. э.
Упомянем в этой связи еще об одной из древнейших латинских
надписей, найденных на территории Рима,так называемой надписи Дуэноса, чтение
которой до сих пор, впрочем, довольно сомнительно. По архаическим
грамматическим формам надпись относится ко времени не позднее IV в. до н. э.
Она начертана на ритуальном сосуде (три
вместе соединенные глиняные чашечки), найденном в 1880 г. в Риме близ церкви
св. Виталия (между Квириналом и Виминалом) и хранящемся в берлинском Антиквариуме. Она содержит, по-видимому, посвящение Юпитеру о том, что
Duenos med feced en manom (Duenos может быть понято как имя собственное от
bonus; en manom толкуется на основании.
Если считать имя Дуэнос (Bonus) именем мастера, то оно скорее всего могло бы
быть именем раба или вольноотпущенника (клиента), по аналогии с Forctis. Поскольку надпись выгравирована, а
не оттиснута по свежей глине, ее ни в коем случае нельзя считать
производственным клеймом, подобным надписямклеймам на каленских чернолаковых
тарелках, к рассмотрению которых мы теперь и переходим.