В данной связи необходимо указать еще и на то, что культы и
легенды, связанные с освободительной и антиаристократической борьбой сказания
о царях и героях Ромуле, Сервии Туллии, Спурии Кассии, Кориолане стали
приобретать смягченные формы национально-исторического эпоса, в которых
социальная подоплека обобщена и завуалирована. То же произошло и с культовыми
легендами, под знаком которых угнетенные римские слои вели освободительную
борьбу, прежде всего с легендой о «золотом веке» и о блаженном царствовании
Сатурна.
Они приобрели двойственное значение: с одной стороны, ими продолжали
пользоваться порабощенные элементы, в острые минуты используя их в качестве
знамени и пароля. Однако, с другой, среди строго нравственной аристократии и
зажиточных слоев плебса, стремившихся к установлению сословного равенства, эти
легенды использовались в реакционных целях для укрепения бытовых связей между
домовладыкой и его фамилией.
Сатурналии празднества урожая и солнцеворота, насыщенные столь дорогими
сердцу угнетенного человека воспоминаниями о родовом строе с его равенством,
без эксплуатации и суда, постепенно обратились в праздник примирения между
рабом и рабовладельцем, когда последний ублажает и угощает первого, как бы
заступая на праздничные дни его место в возмещение за все тяготы и невзгоды,
'испытываемые рабами в будние дни.
Первобытно-родовой строй, воспевавшийся в
этих легендах, превращался в сказку о гражданском мире, призванную сгладить
социальные противоречия и успокоить недовольство низов. Подобные свойства этих
легенд, популярность которых в демократических слоях была весьма широка,
особенно настойчиво использовались в эпоху гражданской войны, во второй
половине I в. до н. э., что нашло свое отражение в творениях величайших поэтов того
времени Вергилия, Горация и Овидия.