Древнеримские Боги


Однако конкуренция греческих колонистов и их стремление вытеснить этрусков из сферы влияния Кум и их колоний, расположенных на побережье Тирренского моря, привели к тому, что этруски наряду с морскими коммуникациями должны были использовать и сухопутные связи с Кампанией. К этому времени относится распространение влияния этрусков на Лаций и утверждение их в таких пунктах, как Пренесте, Тускулум и Рим.

Племенные вожди, занимавшие со своими дружинами названные только что пункты, были этрусками по культуре. Кампано-тосканская торговля, шедшая через Лаций, сосредоточила в их руках огромные богатства в виде изделий из драгоценных металлов и всякого рода других редкостных и художественных изделий, о чем убедительно говорят инвентари знаменитых своим роскошным убранством гробниц Барберини и Бернардини в Пренесте (Палестрине). В этом пункте, возникшем, быть может, в качестве промежуточной станции на пути из Кампанской Эт рурии в Тоскану, быстро стало развиваться местное ремесло. 

Та же tomba Bernardini представила древнейший пример местного художественно-металлического производства (что подтверждается также сообщением Плиния ), являющийся одновременно древнейшим памятником латинского языка. Речь идет о знаменитой золотой фибуле мастера-ювелира Мания Имя Маний, весьма распространенное в Лации во все времена, является, по свидетельству Зонары, этрусским .

 Дион Кассий   же упоминает его в качестве рабского имени в связи с делом о преступлении весталок в 114 г. до н. э. Но и без этого свидетельства можно было бы предположить, что в лице Мания мы имеем если не раба в собственном смысле слова, то во всяком случае зависимое лицо Нумазия (или Нумизия). Этрусско-аристо- кратическое происхождение этого Нумизия также непреложно доказывается его именем, известным и как древнее родовое имя в Лации, и как эпитет Марса (тоже, видимо, гентильного происхождения). 

Таким образом, эта древнейшая латинская надпись является одновременно указанием на существование как местной латинской культуры и латинской письменности в эпоху этрусского господства в Лации, так и местного пренестинского художественного ремесла в VII—VI вв. до н. э. Тем самым она подводит к признанию существования рабовладельческих или зависимых отношений, вне которых, разумеется, невозможно было бы и представить себе развитие художественных ремесел в Пренесте и в Италии того времени вообще.